КАК УЧИТЬСЯ, ИЛИ 10 ФАКТОРОВ НА ПУТИ К УСПЕХУ ЧАСТЬ 1 ЭССЕ ОТ ВЛАДИМИРА ДРУЖИНИНА Составитель «Субхашита-арнавы» Гопинатха описал 10 вещей, которые способствуют успеху в изучении чего-либо (paṭhana-siddhi-guṇāḥ). Само слово «paṭhana» происходит от корня paṭh, означающего, по «Дхату-патхе», 330, внятную речь (vyaktāyāṁ vāci). Словарь «Шабдастома-маханидхи» даёт для него значение «чтение написанных букв/слогов» (likhitākṣara-vācane). Таким образом, обучение невозможно без чтения и рецитирования/пересказа прочитанного. Гопинатха делит факторы на внутренние (antarāḥ) и внешние (bāhyāḥ). Первые начинаются со здоровья (ārogya). Отсутствие болезней необходимо для должного сосредоточения на процессе обучения, подобно этому Патанджали в «Йога-сутре» (1.30) описывает болезненные состояния (vyādhi) как одно из препятствий (antarāya) для йоги, или практики сосредоточения (yuj samādhau). А изучение – это не что иное, как сосредоточение. Второй фактор – наличие разума (buddhi), или способности различать (viveka). Разум, согласно аюрведическим щастрам, имеет огненную природу (см. например, комментарий Арунадатты на «Аштанга-хридайа-самхиту», 1.1.14), любая трансформация (pariṇāma) невозможна без принципа огня (tejas), поэтому способность «переварить» массив информации и усвоить её напрямую зависит от буддхи, или разума. Венкатадхвари в «Субхашита-каустубхе» (17), вопрошает о том, кого не введет в уныние обучение глупых учеников (manda-prajñādhyāpanam), а далее (92) пишет, doṣādoṣābhijñatā-dūragāṇāṁ yeṣāṁ buddhir hanta meṣāviśeṣā | bhāṣā veṣā jyautiṣaṁ paiśunaṁ vā teṣāṁ ceto-rañjane sādhanāni - Увы! Те, кто далеки от способности различать правильное и неправильное, имеют разум барана. Их бальзам для души – это болтовня, украшения, астрология и сплетни. Третий фактор – благовоспитанность, или скромность (vinaya). Отсутствие скромности свидетельствует об отсутствии подлинного знания, так «Хитопадеша» (Вступление, 5) утверждает vidyā dadāti vinayam, знание наделяет скромностью. А позже добавляет (1.157) jñānam agarvaṃ … durlabham, редко знание без гордости. Великий поэт Калидаса, описывая качества царя Дилипы, как идеального правителя, пишет (Рагхувамша, 1.22) jñāne maunaṃ - Он мог смолчать, даже имея знание. То же говорит и Шри Кришна в «Бхагавад-Гите» (13.8-12) amanitvam adambhitvam … etaj jñānam (отсутствие гордыни и привычки прославлять себя является знанием). Скромность необходима для правильного обращения со священными писаниями, учителем, соратниками, другими людьми. Так, в проповеди врача («клятва Чараки») в «Чарака-самхите» (3.8.13-14) говорится, что даже если ты достаточно учён (jñānavat), не должно хвастаться этим знанием, так как в большинстве своём люди становятся раздражёнными (udvijanti) из-за чрезмерного хвастовства (vikattha-māna), даже если оно исходит от уважаемого человека (āpta). Четвертый фактор – приложение усилий (udyama). Всё ценное и истинное достигается большим трудом. «Хитопадеша» (2.10) говорит jala-bindu-nipātena kramaśaḥ pūryate ghaṭaḥ | sa hetuḥ sarva-vidyānāṃ dharmasya ca dhanasya ca – Горшок становится заполненным постепенно, каплями, падающими одна за другой, то же применимо и к обретению знания, выполнению дхармы и процветанию. na daivam api saṃcintya tyajed udyogam ātmanaḥ | anudyogena tailāni tilebhyo nāptum arhati – Даже зная о благосклонной судьбе, не следует отбрасывать собственные усилия, без труда невозможно получить даже масло из кунжутных зерен, хотя они полны им (Хитопадеша, Вступление, 32). Даже будучи наделенным сильным интеллектом, не следует отбрасывать усилия, кропотливый труд для достижения цели, в нашем случае - получение образования в той или иной области. Заключительное внутреннее качество, дарующее успех - это стремление к изучению щастр, погружению своего ума в них (śāstra-ga). «Хитопадеша» (Вступление, 10) гласит: aneka-saṃśayocchedi parokṣārthasya darśakam | sarvasya locanaṃ śāstraṃ yasya nāsty andha eva saḥ - «Щастра – это глаза каждого, она разрушает все сомнения и делает доступным видению то, что невозможно увидеть обычным зрением, без знания щастр человек, несомненно, слеп». Изучение щастр – это большой труд, он требует простой жизни, дисциплины, аскезы (от греч. упражнение), последовательности, знания вспомогательных дисциплин – логики, грамматики и т.д. Поэтому многие пренебрегают изучением щастр, хотя формально практикуют или изучают те дисциплины, которые базируются на них, будь-то аюрведа, йога, васту или джйотиша. Таковы 5 внутренних факторов.

Теги других блогов: обучение успех разум